Тезисы реформ

02.04.2016

Александр Крапин, генеральный директор Аналитического агентства RWAY

Основной причиной любых перемен в экономике является деятельность субъектов рынка. Поэтому любые предложения по будущим изменениям на рынке недвижимости должны содержать экономический интерес для субъектов рынка, способных реализовать на практике предлагаемые перемены.
             Будут ли приняты конкретные предложения, зависит от множества факторов, но экономическая составляющая всегда будет доминировать при решении подобных вопросов…


            Реальный рынок любой страны, как правило,существенно отличается от рынков, рассматриваемых в экономических теориях и соответствующих учебниках.

Основным отличием реального рынка от теоретического является наличие практически на любом из них сильных игроков, которые не только получают основную долю доходов от работы этого рынка, но и контролируют его дальнейшее развитие.

Необходимо отметить, что статус сильного игрока рынка без поддержки власти иметь невозможно.

Для российских рынков также характерна подобная ситуация. 

Поэтому дальнейшее развитие большинства рынков во многом зависит не только от решений власти, но и от интересов сильных игроков рынка.

 В нашей стране сложились такие условия, когда часть власти поддерживает инерционно-компрадорский сценарий развития страны. В то время как другая часть власти осознала, что инерционно-компрадорский сценарий приведет к развалу страны, а аффилированные с этой частью власти сильные игроки рынка потеряют свои активы.

 Стратегическими задачами российской власти, выступающей против реализации инерционно-компрадорского сценария развития страны, должны быть:

Задача 1. Надежное обеспечение суверенитета страны.

Задача 2. Повышение благосостояния российских граждан.

Решение этих задач должно стать национальной Стратегией.

 

Задача 1 более понятна с точки зрения конкретных действий в рамках тех ограничений, которые имеются в настоящее время. К 2020 г. должен быть завершен ее первый этап – Вооруженные Силы России должны обновить значительную долю (до 70%) военной техники. Выполнение этой задачи необходимо для защиты экономических интересов всех российских граждан и юридических лиц.

Задача 2 содержанием наполнена значительно хуже. Имеющиеся планы решения этой задачи содержат много декларативных норм, то есть, в настоящее время практического решения эта задача фактически не имеет.

Для того, чтобы решение этой задачи не превратилось в фикцию, необходимо дать ей конкретные количественные ориентиры:

Повысить благосостояние российских граждан необходимо минимум в 2,5-3 раза.

Бояться этих цифр не надо – это средне европейский уровень, а чем хуже российские граждане европейцев?

Показателем благосостояния следует считать медианные доходы российских граждан после уплаты всех налогов.

При инерционном развитии ситуации в нашей стране эту задачу решить невозможно,поскольку кредитно-денежная система России имеет серьезные ограничения для развития страны, в том числе и для повышения благосостояния ее граждан.

Основным условием решения Задачи 2 является радикальное изменение российской кредитно-денежной системы, основным субъектом которой является ЦБ РФ. Его деятельность связана с нормами действующего законодательства и международными соглашениями, подписанными нашей страной.

Политика ЦБ РФ должна служить интересам развития страны, однако пока этого не происходит,поскольку этот регулятор кредитно-денежной политики работает в режиме «currency board». ЦБ РФ может эмитировать в экономику страны ровно столько рублей, сколько Россия выручила от продажи своей продукции на мировом рынке за иностранную валюту.

В настоящее время степень монетизации российской экономики (отношение денежной массы к ВВП) составляет порядка 45%.

Для динамичного развития нашей страны степень монетизации новой российской кредитно-денежной системы должна быть повышена минимум в два раза. При этом рекордные значения этого показателя при реализации технологических прорывов ряда стран мира, позволяют оценить и верхний уровень повышения степени монетизации экономики – в 6 раз.

Это необходимое условие не только для решения задачи повышения благосостояния, но и для задачи технологического развития России.

 

России необходимо интенсивное развитие внутреннего рынка.

Для этого производственный сектор должен достаточно легко получать кредиты под низкий процент и на большой срок. В целом, управляющая подсистема производственного сектора должна быть сосредоточена на решении производственных задач, а не на поиске кредитов с приемлемыми условиями.

Новая кредитно-денежная система должна быть двухконтурной,основанной на двух видах денег: длинных и коротких, а между ними нужен барьер.

Кроме того, необходимо (хотя бы временно) ограничить вывоз капитала из нашей страны. Подобные ограничения уже давно действуют в Китае, а в дореформенное время такие ограничения были характерны и для нашей страны.

Введение новой кредитно-денежной системы позволит создать условия для существенного увеличения медианных доходов российских граждан и для интенсивного технологического развития России, несмотря на сохраняющиеся ограничения западных стран на приобретение технологий нашей страной.

Налоги на производственную деятельность должны быть разумно-минимальными, а кредитование - только длинными деньгами.

Налогообложение спекулятивных операций должно быть более жестким. Для этого необходимо ввести соответствующее понятие «спекулятивная операция». Кредитование таких операций - только короткими деньгами.

 

Важно понимать, что создание необходимых условий не означает, что задача будет решена на практике.

Чтобы это произошло у субъектов рынка,принимающих соответствующие управленческие решения, должен быть интерес в принятии таких решений.

Может ли быть интерес у соответствующих субъектов рынка в существенном росте благосостояния российских граждан?

С большой степенью вероятности при практической реализации подобных управленческих решений существенно возрастет поддержка курса власти населением страны.

То есть, власть должна быть заинтересована в повышении благосостояния российских граждан.

Это хорошо, но мало.

Решение конкретных и важных вопросов часто исходит от сильных игроков российского рынка.

Вполне уместен вопрос: кто такие сильные игроки рынка?

Большинство участников рынка представляют в качестве сильного игрока рынка крупную компанию, оформленную как отдельное юридическое лицо.

Подобное определение не является корректным,поскольку у любой крупной компании в большинстве случаев есть еще аффилированные компании.

Кроме того, в состав сильного игрока рынка могут входить компании, которые по формальным признакам совершенно самостоятельны.  

Таким образом, сильный игрок рынка – это корпорация часто независимых юридических лиц, имеющих цели увеличения доходов корпорации и проводящие на рынке необходимые для этого действия, в том числе использующие поддержку представителей власти.

 Подобные корпорации присутствуют в любой стране мира.

Сильные игроки рынка всегда пытаются организовать теневой контур управления в стране.

Их интересы в официальных органах власти проводят соответствующие лоббисты.

Таким образом, практическое решение задачи повышения благосостояния российских граждан в значительной степени зависит оттого, насколько выгоден этот процесс сильным игрокам рынка.

Поскольку, как правило, сильные игроки рынка имеют достаточно диверсифицированный бизнес, общее существенное увеличение покупательной способности российских граждан должно позитивно отразиться и на увеличении будущих доходов сильных игроков рынка. То есть доходы сильных игроков рынка должны удвоиться или даже утроиться за счет аналогичного роста благосостояния российских граждан.

С большой степенью вероятности подобные выгоды будут позитивно восприняты сильными игроками рынка.

Что может не устроить власть и сильных игроков рынка при повышении доходов российских граждан в 2,5-3 раза?

 Вполне естественно, что сильные игроки рынка боятся лишиться этого статуса, который у них есть в рамках существующей системы.

Радикальные перемены несут риски утраты статуса сильного игрока,что просто неприемлемо для любого сильного игрока.

Подобное поведение части сильных игроков существенно повышает риски сохранения нашей страной суверенитета, особенно в ближайшие 10-15 лет (при неизбежной смене поколений).

Соответственно, стоит задача доказать, что эти риски минимальны, а вероятность получения положительных дивидендов очень высока.

 Риски будут минимальны, поскольку сильные игроки должны возглавить процесс разработки новых принципов кредитно-денежной системы, выгодных как для них, таки для большинства российских граждан.

При этом необходимо помнить, что часть сильных игроков российского рынка выступает за реализацию инерционного сценария развития нашей страны. Поэтому их руководителей необходимо сделать либо союзниками реформы кредитно-денежной системы, либо не допускать к реализации этой реформы.

Без новой кредитно-денежной системы и существенного повышения благосостояния российских граждан, будет гораздо труднее выдержать то противостояние со странами запада, которое мы наблюдаем в виде западных санкций.

Длительность этого процесса может привести к снижению кредита доверия населения к власти (читай к части нынешних сильных игроков) и, соответственно, будет расти число сторонников смены власти, которым воспользуется так называемая оппозиция для организации протестного движения.

 Вполне естественно, что процесс введения новой кредитно-денежной системы потребует привлечения ресурсов и не будет мгновенным. Необходимо учитывать и противодействие части сильных игроков рынка,которые являются сторонниками инерционного развития нашей страны.

Однако, будущие позитивные результаты в разы превосходят затраты необходимых ресурсов для запуска и реализации этого процесса в нашей стране.

Это должна осознать та часть сильных игроков российского рынка, которая понимает всю недопустимость реализации инерционного сценария развития нашей страны.

У типичного домохозяйства сформировался следующий приоритетный список потребительских предпочтений для роста его благосостояния:

1. Улучшение жилищных условий.

2. Приобретение автомобиля.

3. Приобретение дорогостоящей бытовой и иной техники.

Именно поэтому нужно эффективно развивать рынок жилья и тем самым способствовать развитию внутреннего рынка страны за счет большого мультипликативного эффекта.

В настоящее время доступ на рынок жилья для улучшения своих жилищных условий имеет не более 15% наиболее обеспеченных домохозяйств.

Кардинально не решает эту проблему и существующая система ипотечного кредитования, которая создана на коротких деньгах и поэтому заставляет домохозяйства заключать фактически кабальные сделки.

Порядка 85% российских домохозяйств из-за ограниченных доходов не имеют возможности улучшать свои жилищные условия.

Такое положение создает негативные ожидания у значительной части населения и способствует миграции из страны квалифицированных специалистов.

Эта тенденция несет угрозы потери контроля над территорией страны и утраты суверенитета.

 

Необходимо сосредоточиться на развитии российского рынка жилья, поскольку остальные сегменты рынка недвижимости во многом от него зависят.

Стратегия развития рынка жилья должна быть фактически процедурой реинжиниринга «правил игры» (и соответствующих бизнес-процессов) на рынке, целью которой является повышение доступности жилья при его приобретении в собственность или аренду.

Процедурой реинжиниринга может быть предусмотрено существенное изменение действующего законодательства.

Самый лучший вариант - это разработать порядка 50 базовых федеральных законов, их принять и одновременно отменить порядка 6 тыс. действующих законов.

Иные варианты реформирования возможны, но недопустимая длительность их проведения, приведет управляющую подсистему к выбору самого лучшего варианта.

Для эффективного развития рынка жилья управляющая подсистема рынка (власть) должна сделать следующие дела,поддерживающие предложение и спрос на рынке:

  • реформирование существующей кредитно-денежной системы, в результате которой будет создана система длинных денег и повышена степень монетизации российской экономики минимум до 90% (необходимо для всех секторов экономики);
  • на российском рынке должен быть создан главный конструктор (идеолог) развития рынка недвижимости (его функции может выполнять небольшой по составу экспертный совет, составленный из экспертов со стратегическим видением перспектив развития рынка);
  • необходима разработка Стратегии развития рынка недвижимости (с учетом мировой практики) членами экспертного совета, а также проведение процедуры его конструктивного обсуждения заинтересованными участниками рынка;
  • после разработки Стратегии, необходимо разработать процедуры реинжиниринга рынка недвижимости, основой которых должны быть необходимые изменения норм действующего законодательства и иных нормативных документов (это достигается с помощью анализа основных бизнес-процессов на рынке);
  • жилье на рынке должно стать значительно более доступным за счет повышения благосостояния граждан, больших объемов его строительства, развития системы ипотечного кредитования, основанной на длинных деньгах, налогового поощрения приобретения жилья в собственность и аренду.

При осуществлении реформы кредитно-денежной системы и практическом решении задачи повышения благосостояния российских граждан в течение ближайших 1-2 лет, наша страна уже к 2020-2025 гг. способна превратиться в сильного мирового лидера, сторонниками которого будет не менее-70% населения нашей планеты.

 

Этот материал был опубликован в Бюллетене RWAY №240 (март 2015). При подготовке его для публикации на сайте внесены незначительные авторские правки.

Источник: - Аналитическое агентство RWAY