Проблемы управляющей компании при управлении объектами коммерческой недвижимости сегодня: проблемы рентабельности торгового центра, заполняемости БЦ, низкой доходности торговли и др.

29.06.2015

Рынок недвижимости – как зеркало, мгновенно отражает негативные экономические явления в стране. Ситуацию могу охарактеризовать как сложную, но имеющую шанс на положительную перспективу.

Качественных арендопригодных площадей на с. д. – избыток. Например, в сегменте офисной недвижимости Московского региона  вакантными являются  свыше 2,3 млн. кв. м., а это почти 15% от имеющегося на рынке! В торговом сегменте этот показатель так же впечатляет – по разным оценкам он превышает 5 млн. кв. м, т.е. прирост за год составил более 30%!

Это привело к тому, что девелоперы торговых центров вынуждены сдвигать сроки их ввода в эксплуатацию или вовсе замораживать, а офисные объекты активно пересогласовывают в пользу жилых.

В офисном сегменте снижение арендных ставок за год составило более 25%, но в последнее время данная тенденция замедлилась. Причина - относительная стабилизация рубля и, вопреки ожиданиям, не такая критичная ситуация в экономике.

В торговой недвижимости колебание ставки тоже успокаивается, но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение составило почти 40%. 

С куплей-продажей коммерческой недвижимости ситуация так же грустная. Квадратный метр в бизнес-центрах за год подешевел на 10-15%, а в торговых центрах - на 30-35%.

Сфера управляющих компаний в последние годы активно развивается: за 2013-2014 годы портфель контрактов Zeppelin увеличился вдвое. Сейчас происходит естественная «эволюция» собственников, причём не только объектов в коммерческой, но в бюджетной сфере: все большее и большее их число понимает свою выгоду.

Я думаю, что кризис подтолкнет большее количество собственников отдавать свои объекты во внешнее управление. Конечно, переход осуществят не 100% владельцев. Но в нашей стране процесс развития сферы УК и так произошел очень быстро: на западе он занял около 150 лет.

Теги: