Как кризис повлиял на рынок труда в строительстве

26.02.2015

За неделю с 11 по 18 февраля 2015 года число зарегистрированных безработных выросло по стране на 2,2%, составив более 959,4 тыс. человек, говорится в сообщении Минтруда. Еще 245 тыс. человек находились в неоплачиваемых отпусках или работали неполную неделю.

Результаты официальной статистики подтверждают и исследования независимых рекрутинговых агентств. Так, по последним данным, каждая пятая организация в России уже сократила штат из-за кризиса - такую цифру приводит ИТАР-ТАСС со ссылкой на международную HR-компанию Work Service, опросившую 1 тыс. российских руководителей. По информации HeadHunter, к расставанию по соглашению сторон прибегает 28% компаний, вынужденных сокращать расходы на персонал.

Примечательно, что на сокращение численности персонала в соответствии с нормативами ТК РФ идет лишь 13% руководителей, гораздо чаще сотрудникам предлагают взять отпуск без сохранения зарплаты или перевести их на новую должность, образованную в результате слияния двух старых (по 15% соответственно). К сокращению количества рабочих дней прибегает 11% компаний, а к сокращению рабочих часов - 8%. Столько же работодателей решается на снижение зарплаты.

Кого недосчитаются на стройках
Ударил ли кризис по работникам в сфере строительства и недвижимости? В Минстрое уверяют, что нет. «Учитывая результаты мониторинга, мы в настоящее время не видим существенного сокращения занятости в строительной сфере и ЖКХ в первом полугодии 2015 года. Какими будут итоги на рынке труда в целом за год, можно будет оценить не раньше июня», - заявил накануне замминистра строительства и ЖКХ Александр Плутник. По его данным, на 1 января 2015 года в строительной отрасли было занято 3,4 млн человек - и большинству из них бояться пока нечего: работающие на рынке застройщики брали кредиты еще до кризиса и до повышения ЦБ ключевой ставки.

«Пока еще массовых сокращений в строительной сфере не наблюдается, - соглашается председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова. - Показательным в этом плане может стать март. В данный момент стратегия застройщиков проста - строить максимально быстро, и сейчас они стараются вложить деньги, заработанные на ажиотажном спросе прошлого года. Однако если спрос сохранится на низком уровне, то вслед за ним придет замедление строительства, вызванное отсутствием инвестиций, соответственно, девелоперам для завершения проектов придется изыскивать средства, в том числе, и за счет оптимизации расходов».

Пока же мониторинги ведущих российских рекрутинговых агентств демонстрируют, что специалисты строительной сферы и девелопмента нужны как никогда. Так, по данным портала Superjob, на долю объявлений в разделе «Строительство, проектирование, недвижимость» в январе 2015 года приходилось 5,2% всех опубликованных вакансий - больше требовалось только рабочего персонала (6,3%) и специалистов в области продаж (45%). При этом самой востребованной профессией в строительной отрасли оказался - что неудивительно - менеджер по продажам недвижимости.

Впрочем, и другие высококвалифицированные специалисты без работы едва ли останутся. «В каждой компании существует три категории персонала - административно-управленческий, инженерно-технический и линейный, то есть непосредственно представители рабочих профессий, - объясняет Доброхотова. - Так вот, на фоне кризисных явлений в случае замедления продаж и, соответственно, замедления темпов строительства, в первую очередь под сокращение попадает линейный персонал. Параллельно с этим идет процесс оптимизации административно-управленческого аппарата. И только в самую последнюю очередь, сокращение затрагивает высококвалифицированных специалистов».

О пользе «зажравшихся» директоров
Неудивительно поэтому, что рядовые сотрудники строительной сферы к обнадеживающим заявлениям федеральных чиновников и радужной статистике относятся, скорее, настороженно. На прошлой неделе их неожиданно поддержал заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, признавший, что на ряде столичных предприятий есть задержки по выплате зарплат. Нашлись и виноватые - «зажравшиеся» директора строительных компаний. «Я сталкивался со случаями, когда на совещание приезжают молодые менеджеры, ни дня не проработавшие в отрасли, на дорогих автомобилях, а в отпуск летают на собственных самолетах. При этом у организаций нет денег заплатить рабочим», - возмутился Хуснуллин (цитата по «Интерфакс»).

Очевидно, что основным поводом для такого заявления стала неэффективная работа крупных подрядных организаций вроде обанкротившегося НПО «Космос». Что же касается компаний поскромнее, то далеко не каждая из них может позволить себе свалить вину на «зажравшегося» директора с самолетом. Остается экономить - если не на персонале, то хотя бы на скрепках. По данным уже упомянутого исследования Work Service, 20% российских предпринимателей стали заказывать меньше канцтоваров.

Источник: RadiDomaPro