Сочи выиграл от снижения курса рубля

16.12.2014

По состоянию на конец 2014 г. предложение гостиничных номеров современного стандарта в Сочи составляло порядка 15,2 тыс. единиц (не учитывая апартаменты). Этот фонд включает объекты нового строительства, появившиеся к XXII Олимпийским играм, проходившим в Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года, а также реновированные/реконструированные существующие санатории и гостиницы. Для сравнения в 2012 году предложение качественных номеров составляло менее 2 тыс. номеров, таким образом, можно говорить о резком росте объемов предложения и формирования рынка нового качества – появились отели высокого ценового и качественного уровня, в том числе, управляемые международными гостиничными операторами.

Проведение зимних Олимпийских игр в 2014 году, как и предполагалось, повысило интерес внутреннего потребителя к Сочи. Новое гостиничное предложение, широкие конференц-возможности города привлекли в 2014 году более 87 крупных мероприятий, на следующий год запланировано уже 115 мероприятий, включая Международный турнир по хоккею среди женских команд, кубок мира и Европы по санному спорту, планируются гастроли Цирка дю Солей. В 2014 году в Сочи впервые проводилась Всемирная Олимпиада роботов, а также Этап Гран-При Формула 1 в России.

В то же время, событийный ряд, предлагаемый в Сочи, пока не достаточен для загрузки всей гостиничной базы, а мероприятия носят, в основном, локальный (краевой) характер – порядка 35% мероприятий имеют международный статус, остальные – российский, при этом более половины российских организованы краем и привлекают региональных участников.

По данным Cushman & Wakefield эффект от Олимпийских игр, выразившийся в резком росте загрузки отелей в феврале (до 70-80%), был кратковременным. Эффект «любопытства», на который рассчитывали отельеры, не сработал: в связи с событиями в Крыму внимание властей было переключено в марте-апреле с Сочи на Крым, дешевые перелеты были организованы именно в этом направлении, и массового наплыва желающих посмотреть на постолимпийский Сочи не было.

В то же время, несмотря на многократное увеличение объема рынка, в летний сезон гостиницы были заполнены практически полностью. При этом, несмотря на то, что спрос остается чувствительным к цене, заполняются как дорогие, так и дешевые отели.

Цены на размещение в целом по Сочи существенно разнятся и в зависимости от качества средств размещения колеблются от 750 рублей в некатегорийных средствах размещения до 20000 рублей и выше за стандартный номер в сутки в отелях верхнего сегмента. При этом между «ценой от стойки» и средней ценой продажи номера (ADR) есть значительная разница, что объясняется повсеместной практикой предоставления сезонных скидок, достигающих 80% и более от стоимости номера.

Средние цены продажи (ADR), учитывающие скидки низкого сезона и прочие колебания цен, в качественных гостиницах
колебались в 2014 году в широком пределе от 1500 до 5500 и выше. В целом же, из-за «перегретости» рынка новым предложением, гостиницы не смогли удержать цены на уровне, соответствующем их классу: пятизвездные отели торговались на уровне 4500-6000 рублей (без НДС и прочих услуг), тогда как для такого уровня отелей стоимость в Москве составляет 9000-10000 рублей и выше. На период Олимпиады для гостиниц уровня 5* устанавливалась цена в 324-426 долларов (без завтрака), что примерно отражает реальную стоимость услуг отелей такого уровня.

За последние 2 месяца, в течение которых продолжалось существенное ослабление рубля, наблюдался активный отток туристов с зарубежных направлений и переориентацию их на внутренний турпродукт. По данным ведущих туроператоров России, спрос на поездки по международным направлениям сократился на 60%, при этом на внутренних направлениях спрос увеличился на 40%.

Сочи также удалось воспользоваться ростом спроса: в горнолыжном кластере основные гостиницы были зарезервировны еще в августе-сентябре. В настоящее время в декабре можно купить отдельные номера, но на январь уже практически нет свободных номеров, хотя отели держат квоту для бронирований «последней минуты». Февраль также выглядит достаточно перспективно: загрузка планируется на уровне 60-70%, даже несмотря на отсутствие устойчивого снежного покрова.

По окончании сезона отельеры надеются на активизацию внутреннего спроса на проведение конференций и семинаров - сейчас большинство компаний принимают решения о проведении выездных мероприятий внутри страны, как по финансовым, так и по политическим причинам.

По мнению Марины Смирновой, партнера, руководителя отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield: “На краткосрочную перспективу Сочи останется центром внутреннего туризма, причем пока преимущественно традиционных его видов – пляжного отдыха и активного отдыха в горах. Однако, продолжение административной и маркетинговой поддержки Крыма будет способствовать оттоку от Сочи наиболее массовой и лояльной клиентуры – чувствительных к цене клиентов и «ностальгический» спрос. При этом ослабление рубля будет и дальше способствовать стимулированию спроса на Сочи со стороны представителей среднего класса, традиционного потребителя зарубежных туристических услуг. Мы полагаем, что при активизации маркетинговой стратегии курорта в целом, а также при решении транспортной проблемы (дорогие авиабилеты) спрос на Сочи может увеличиться относительно текущих показателей на 15-25%.».

Источник: Cushman & Wakefield