На рынке стрит-ритейла арендаторы меняют локацию, а девелоперы – назначение площадей

31.10.2014

Крупные ритейлеры пересматривают стратегии развития в сторону сокращения площадей и смены «уличных» площадей на торговые центры, а банки закрывают офисы в центре и уходят в спальные районы: так описывают текущую ситуацию эксперты «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость».

Смена политики арендаторов
Усиливается тенденция оттока ритейлеров с улицы в торговые центры, где ставка ниже, а покупателей – больше. Так, «Спортмастер» продал собственные помещения на Ленинском проспекте, проспекте Мира и в Жулебино, одновременно арендовав крупную площадь в ТРЦ «Золотой Вавилон-Ростокино».

«Кардинально изменилась политика банков, которые закрывают офисы в центре и перемещаются в спальные районы, — рассказывает Александр Болотов, генеральный директор «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость». — Яркий пример – банк «Русский стандарт», закрывший пять наиболее «дорогих» офисов. По нескольким помещениям ставка аренды достигала $4000/кв. м/год. "Схожая ситуация у «Собинбанка», который закрыл несколько отделений в центральных районах, несмотря на их расположение в проходимых местах. Банк «ТРАСТ» также принял решение закрыть отделение в центре"»

Пример с освободившимся помещением банка «Юникредит» на Красной Пресне отражает тенденцию резкого увеличения сроков экспонирования объектов. Так, помещение, на которое раньше бы выстроилась очередь из арендаторов, к настоящему моменту свободно уже более двух месяцев. И это с учетом снижения первоначальной цены с 2,5 млн руб. до 1,75 млн руб.

«Единственный тип ритейлеров, которые активно развиваются на сегодняшний день – это продуктовые сети, — заключает Александр Болотов».



Изменение приоритетов собственников

Что касается собственников помещений, то многие для сохранения арендатора готовы идти на компромисс. Арендодатели все чаще соглашаются на снижение арендной ставки и ее фиксирование в рублях, тогда как раньше цены обозначались только в долларах.

На первичном рынке стрит-ритейла, преимущественно в новых домах бизнес-класса, наметилась тенденция перепрофилирования торговых помещений на нижних этажах в апартаменты.

Все чаще случается, что нежилые помещения на первых этажах остаются не востребованными со стороны операторов ритейла и услуг. Связано это как с общим ухудшением экономической ситуации, так и с избытком предложения. Александр Болотов приводит в пример МФК «Премьер» на улице Фотиевой, д.6, где нежилые площади на первых двух этажах были трансформированы в небольшие апартаменты. По сравнению с квартирами, которые стоят в среднем 585 тыс.руб/кв. м (при площади 100-200 кв. м), апартаменты предлагаются в два раза дешевле (292 тыс.руб/кв. м) и имеют размер 55-85 кв. м.

Источник: МИЭЛЬ