Социально-экономические эффекты от развития транспортной инфраструктуры

20.09.2013

До 2018 года в Подмосковье на развитие транспортной инфраструктуры будет направлено почти 2 трлн руб. Эти деньги будут направлены на строительство автомобильных дорог, ж/д, метро, на создание крупных авиахабов, транспортно-пересадочных узлов, парковок и т.д. Будет охвачен весь спектр задач, которые позволят обеспечить комфортное пребывание на дорогах Подмосковья. В чем именно заключается социально-экономический эффект от благоустройства транспортной инфраструктуры области, рассказал заместитель директора департамента развития инфраструктурных проектов NAI Becar Константин Королёв.

— Актуальность развития транспортной инфраструктуры сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Но что именно планируется предпринять министерством транспорта Московской области, чьим консультантом выступает компания NAI Becar?
— Действительно, актуальность темы подтверждается тем, что в Московской области сейчас разрабатывается программа, аналогичная той, что реализуется в Москве. В столице действует 413-е постановление Правительства, в соответствии с которым на территории города должны быть созданы 255 транспортных узлов. В Подмосковье ситуация с транспортом в общем такая же, как и в остальных регионах России, темпы развития которых отстают от московских. Если говорить про Подмосковье, то работа здесь строится в 2 этапа. 

1 этап – это так называемые "плоскостные" обустройства.  Это означает, что строительство ведётся на основании того, что есть с минимальными затратами.  Скажем так, расчёт идёт на максимальный эффект при минимальных вложениях, однако это не означает банальное перекрашивание стен вокзала. Речь идёт о создании освещения, установке скамеек и других мер по благоустройству привокзальной площади.

2 этап – это создание ТПУ с паркингом, строительство "малых вокзалов", объединение в едином тепловом контуре всех остановок  (ж/д вокзала, автобус, маршрутное такси и т.д.) т.е. обеспечение пассажиров большим комфортом. Это одна из важных составляющих повышения качества жизни населения подмосковного региона. 

— Кем финансируются такие серьёзные строительные работы? 
— Инфраструктурные проекты, как правило, финансирует институциональный фонд или несколько инвесторов. С точки зрения затрат, без внедрения коммерческой функции они не будут реализованы. Таким образом, нужно предоставить инвестору возможность коммерческого использования новых площадей, т.е., например,  торговых центров рядом с вокзалом И здесь очень важно найти баланс между коммерческой выгодой и сохранением социального эффекта, т.к. не превращать вокзал в рынок. Увы, такие печальные примеры перегибов существуют…

— Какие, на Ваш взгляд,  могут быть варианты  коммерческого использования площадей, кроме создания торговых центров и мест продажи?
— Это могли бы быть недорогие места проживания: гостиницы, отели, апартаменты, даже арендное жильё. Например, во многих европейских столицах проживание в отелях стоит довольно дорого, но всегда можно разместиться в ближайшем пригороде, недалеко от станции железной дороги или автобуса по значительно меньшей цене. Из многих подмосковных городов сейчас ходят экспрессы, т.е. можно за полчаса попасть из отеля в центр города в довольно комфортных условиях. С развитием тактового движения и модернизацией подвижного состава, такие возможности будут только расти.

— А в чём может ещё выражаться социально-экономический эффект от благоустройства привокзальных площадей для жителей Подмосковья?
— Безусловно, в экономии времени на передвижение до Москвы, поскольку большинство работает именно в столице. Но создание тех же самых торговых центров предполагает и создание рабочих мест, что удобно тем слоям населения, которые по тем или иным причинам не могут выехать за пределы города для работы. Это вряд ли может существенно повлиять на ситуацию с рабочими местами, конечно, однако повышение комфорта и качества жизни в Московской области предполагает целый комплекс мер, и здесь, как в любой комплексной мере, нельзя решать что-то одно – как и с созданием только лишь транспортной доступности – иначе решения могут вылиться в результате в некоторую однобокость. 

— Есть ли у вас данные, в каких городах Подмосковья предполагаются такие значимые изменения?
— Насколько мне известно, пока нет адресной программы, но уже понятно, что первыми площадками для такого развития станут подмосковные города с наибольшим пассажиропотоком:  Мытищи, Люберцы, Подольск, Одинцово, Пушкино, Реутово и др. Поскольку программа должна быть комплексной, то необходимость создания ТПУ будет рассматриваться не по каждой отдельной точке, в отрыве от окружения, а по кластерам и с учетом взаимного влияния их друг на друга.

Тема повышения комфорта проживания в Московской области и возможностей повышения социально-экономического уровня региона  будет раскрываться в рамках дискуссии "От маркетинга объекта недвижимости к маркетингу территории. Возможна ли синергия?" в инновационном центре "Креатово" 28 cентября 2013 г. 

Ольга Чудинова

Источник: RWAY.Ru - информационно-аналитический портал о недвижимости