Спрос на офисы за МКАД

31.03.2016

Спрос на офисные помещения, расположенные за МКАД, в 2015 г. существенно снизился, что обусловлено, в том числе, существенным сокращением ставок аренды на офисы в границах Москвы. Наиболее востребованные объекты за МКАД – это крупные бизнес-парки класса «А», которые преобладают в данной зоне. В первую очередь, это большие офисно-торговые комплексы в непосредственной близости от основных шоссе, в первую очередь, на Западе и Северо-Западе. Постепенно «набирает обороты» Новая Москва, однако, пока развитие бизнес-центров на данных территориях осложняется недостаточной транспортной инфраструктурой.

     Основной спрос в бизнес-центрах за МКАД формируют компании IT-индустрии, телеком, а также промышленники и автомобильные концерны. Они арендуют крупные площади, от 5000 кв.м, создают бэк-офисы и размещают серверные мощности, а в центре города оставляют представительство для приема клиентов.

 Ключевыми факторами, влияющими на выбор бизнес-центра за пределами МКАД, помимо низких ставок аренды, является концепция проекта, в том числе разнообразие инфраструктуры. Важным является удобство подъездных путей и доступность общественного транспорта, эффективный парковочный коэффициент.

 

Динамика поглощения* офисных площадей за МКАД, тыс. кв.м

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.(П)

70,0

66,0

73,0

40,0

* Сделки аренды, купли-продажи, продления/пролонгации договоров.

RWAY по данным CBRE

 

 Коммерческие условия

По итогам 2015 г. ставки аренды в рублях зафиксированы в большинстве договоров аренды (как по новым договорам, так и по действующим). Так, ставки номинированы в рублевой валюте для 30% офисов класса «А», в 85–90 % – класса «В+».

Собственники качественных бизнес-центров продолжают проводить гибкую арендную политику, фиксируя валютный курс, предоставляя арендные каникулы (до18–20 мес.), заключая краткосрочные договоры аренды и используют другие инструменты поддержки арендаторов (не ценовые акции и бонусы). Скидки в нынешних условиях рынка могут достигать 30% от ставки экспонирования. Также активно применяется «заморозка» индексации ставки на два года при долгосрочном договоре

 

          Например, собственники предлагают:

-  предоставление при аренде офисов на специальных условиях дополнительных площадей бесплатно;

-  большие скидки на первые месяцы аренды;

- бесплатные месяцы аренды или дополнительные скидки при соблюдении условий акции, к примеру, акция «приведи друга» от компании ГК «Экоофис» в бизнес-центрах «Кожевники», «Дербеневский», «Перово Поле», где подобным образом было сдано более 1,5 тыс. кв.м офисных площадей.

 Наиболее типичные коммерческие условия на рынке

офисной недвижимости Москвы. Декабрь 2014 г. – декабрь 2015 г.,

руб./кв.м/год (без учета НДС и операционных расходов)

Класс

Декабрь 2014 г.

Июнь 2015 г.

Декабрь 2015 г.*

«А» Прайм

32 000–45 500

28 000–41 000

35 000–45 500

«А»

17 000–37 000

15 500–33 000

17 000–31 000

«В» и «В+»

8000–33 000

10 000–28 500

12 000–27 000

«С»

6000–17 000

6000−14 000

5500–13 000

* Предварительные данные.

                                                                                                                                   Источник: RWAY

 

По материалам обзоров Бюллетеня RWAY

Источник: - Аналитическое агентство RWAY
Теги: