Торговых центров в Москве станет больше

28.01.2014

Возможности для шопинга в столице расширятся. В 2014 году анонсирован выход на рынок двух десятков крупных торговых центов. Суммарная площадь этих объектов достигает почти миллиона квадратных метров. О том, в чем особенности новых торговых центров и в каких районах они появятся, RWAY.RU рассказали эксперты отрасли.

21 торговый центр выйдет на столичный рынок в 2014 году. Эти данные озвучили в компании Cushman & Wakefield. Эксперты подсчитали, что площадь этих объектов составит около 800 тыс. кв.м. Схожие цифры привели и в Knight Frank. По оценкам аналитиков компании, в 2014 году предложение качественных площадей в торговых центрах может увеличиться на 2,1 млн кв.м (GLA – 950 тыс. кв.м). Это сопоставимо с объемом площадей, введенных в Москве за последние три года. 

"При этом более 85% будущего предложения сформировано семью крупнейшими объектами, арендопригодная площадь каждого – свыше 50 тыс. кв.м", – рассказали RWAY.RU в отделе исследований Knight Frank Russia & CIS. Речь идет о ТЦ "Авиапарк" (231 тыс. кв.м), "Вегас Крокус Сити" (105 тыс. кв.м), "Columbus" (140 тыс. кв.м), "Ривер Молл" (91 тыс. кв.м), "Кунцево-Плаза" (64 тыс. кв.м), "Бутово МОЛЛ" (65 тыс. кв.м),  "Мозаика" (68 тыс. кв.м). 

Крупнейшие торговые объекты Москвы, планируемые к вводу в эксплуатацию в 2014 г. (данные Knight Frank Russia & CIS)


Самый большой – ТЦ  "Авиапарк" – принесет столице более 230 тыс. кв.м. "Он станет самым крупным объектом на рынке Москвы", – подчеркнул в интервью RWAY.RU руководитель отдела аналитики рынка торговой недвижимости Jones Lang LaSalle Андрей Привезенцев. "Авиапарк" начали возводить на Ходынском поле, недалеко от пересечения Третьего транспортного кольца и Ленинградского проспекта, чуть больше года назад. На 4 уровнях этого торгового центра разместятся более 500 магазинов, развлекательный центр, крупнейший многозальный кинотеатр, рестораны и парковки на 7 тыс. мест. "Уникальный ландшафт "Авиапарка" воплотит в жизнь концепцию "Новый центр города" с расширенной сетью улиц, которые ведут посетителей из одной части ТРЦ в другую", – говорится на сайте проекта. 

Как писала газета "Ведомости", "инвесторами этого проекта являются структуры Аркадия Ротенберга, а функции девелопера выполняет Amma Development" (материал от 02.08.2013). При этом, как отмечает издание, изначально реализовать проект намеревалось ЗАО "ТВК "Авиапарк", принадлежавшее Льву Хасису. Однако в 2010 году он продал компанию, которая владела правами на участок – покупателем называли девелопера Михаила Зайца. "Сумма сделки составила около $250 млн, знает один из московских девелоперов", – отмечается в статье "Ведомостей".

Вторым по размеру из строящихся торговых центров является "Columbus". Его возводят на Варшавском шоссе, рядом со станцией метро "Пражская". На площади в 140 тыс. кв.м разместятся 300 магазинов и 25 ресторанов. В общей сложности только за 2014 год площадь торговых центров в Москве увеличится примерно на четверть. Сейчас она составляется около 4 млн кв.м (в столице действуют 137 профессиональных торговых центров). 

Эксперты отмечают, что в целом торговые центры в Москве становятся крупнее. Кроме того улучшается качество девелопмента в столице. Об этом свидетельствует коэффициент полезной площади (соотношение арендопригодной площади (GLA) к общей площади (GBA)). По нему косвенно можно оценить уровень развития рынка в целом. "Оптимальным считается соотношение GLA/GBA равное 0,6, – отметили эксперты Knight Frank Russia & CIS. – Сейчас мы наблюдаем снижение данного показателя, что свидетельствует о повышении качества девелопмента в Москве".

Стоит отметить, что ключевые проекты 2014 года реализуются за пределами Третьего транспортного кольца. "По-прежнему активно развивается формат суперрегиональных торговых центров, расположенных вблизи МКАД, – отметили аналитики Knight Frank. –  При этом девелоперы подобных объектов ориентируются как на покупателей, следующих из Москвы, так и на жителей, проживающих в ближайших подмосковных районах".

По итогам года показатель обеспеченности торговыми площадями на 1 000 жителей столицы составит 359 кв.м.  "По общему объему торговых площадей Москва опережает многие европейские столицы,  однако с точки зрения насыщенности рынка пространство для роста, – сообщил RWAY.RU руководитель отдела аналитики рынка торговой недвижимости Jones Lang LaSalle Андрей Привезенцев. – Обеспеченность торговыми площадями на 1 000 человек значительно выше, например, в Париже (627 кв.м), в Праге (665 кв.м) или в Варшаве (690 кв.м)". 

Объем торговых площадей на 1 000 жителей в городах Европы за 4 кв. 2013 года (данные Jones Lang LaSalle)


Так что поле для работы в российской столице остается огромным. 

Наталья Дубцова

Источник: RWAY.Ru - информационно-аналитический портал о недвижимости