Перспективы развития в Москве формата рыночной торговли

02.02.2017

Антон Янкун,

коммерческий директор,

торговый комплекс «Каширский Двор»


Наталья Чистякова,

торговый комплекс «Владимирский Тракт»


RWAY: Как повлияло на вашу деятельности вступление в силу нормы об организации рынков исключительно в капитальных зданиях, строениях, сооружениях? Отразилось ли это на условиях аренды?

Антон: На спрос на различных торговых площадках норма об организации рынков повлияла по-разному. Популярность среди покупателей зависит скорее от предпочтений целевой аудитории по формату. Так, при открытии торгового комплекса «Каширский Двор» на месте известного строительного рынка несколько увеличило покупательские потоки, поскольку формат торговых комплексов становится все более востребованным среди клиентов строительных магазинов.

Арендные ставки в торговом комплексе, как правило, выше, чем на рынках. Это связано с содержанием и обслуживанием торговой территории. В ТК «Каширский Двор» часть затрат мы берем на себя, чтобы снизить финансовую нагрузку арендаторов. При этом лучше себя чувствуют крупные арендаторы с большим ассортиментом предлагаемых товаров. Это связано в большей степени с укрупнением торговых площадей.

Наталья: Рынок «Владимирский Тракт» известен уже свыше 20 лет, он давно завоевал как своего арендатора, так и покупателя. Администрация старается работать на опережение, поэтому вступление в силу норм об организации рынков в капитальных строениях не было неожиданным. Мы были готовы к этому, заранее перестроив все некапитальные одноэтажные строения в двухэтажные капитальные. Прежде всего, это была забота об арендаторах, так как в цивилизованных теплых и комфортных условиях людям приятно находиться в течение всего рабочего дня, а, следовательно, легче вести торговлю. Также реконструкция была обусловлена желанием создать комфорт для покупателей, поскольку они становятся все более требовательными к комфортным покупкам. Существующие сети, как Леруа Мерлен, ОБИ, Касторама, предлагают своим покупателям совершать покупки под одной крышей, в теплом помещении, это, безусловно, является стимулом для удобства посещения таких объектов. В противовес этим комфортным условиям рынки предлагают гораздо больший ассортимент и личные консультации каждому клиенту.

Оперируя этими нормами, «Владимирский Тракт» развивает новый проект DIY в Балашихе (бывший г. Железнодорожный), где ведется строительство 17 000 кв.м под единой крышей.

Сегодня уже существуют такие объекты, как «Синдика», новый «Каширский двор». В последующем, вполне возможно, такой формат вытеснит окончательно рыночный формат торговли даже со стационарными зданиями.


RWAY: Какой подход к управлению рынком (управляющая компания или самостоятельное подразделение) наиболее эффективен и почему?

Антон: В нашей компании всегда практиковалось самостоятельное управление всеми объектами. Такая форма кажется нам наиболее эффективной, поскольку собственная команда имеет большой опыт ведения всех объектов, отлично знает специфику работы компании и быстрее принимает решения.

Наталья: Мы пытались обратиться к профессиональным управляющим компаниям, которые существуют сегодня на рынке, но понимаем, что стоимость их услуг слишком высока. Еще один фактор, который останавливает рынки обращаться к УК это то, что профессионалы в большинстве своем имеют ограниченный набор услуг, например, чаще всего они не хотят на себя брать работу клиентских менеджеров или бухгалтерскую работу. Таким образом, потенциально заключая договор с УК, внутри администрации необходимо сохранять какие-то службы, что становится неэффективным при привлечении УК к работе. Поэтому в процессе развития рынка развиваются соответствующие технические службы управления рынком.


RWAY: В торговых центрах арендная плата зачастую рассчитывается в виде % от товарооборота арендатора, применяется ли такая ценовая политика на рынках?

Антон: В нашем торговом комплексе несколько иная схема формирования арендной платы. Она фиксированная и формируется, исходя из различных факторов: размера арендуемой площади, удаленности от входа, лифтов и эскалаторов и т.д. Такая же схема формирования арендной платы использовалась и на строительных рынках.

Наталья: На рынках Московского региона крайне редко можно найти арендные платежи в виде процента от оборота. Чаще всего это специфика арендатора: далеко не каждый готов к данному виду оплатыСтавки аренды зависят от этажа или месторасположения в комплексе, что аналогично любому ТЦ, а также от специфики товара и его размещения, поскольку, например, лесопиломатериалы и сухие смеси на рынках размещаются в неотапливаемых ангарах, в то время как водоинженерные товары, электрика и тем более отделочные материалы размещаются в уютных теплых зданиях.


RWAY: Как Вы считаете, может ли произойти полное поглощение формата рыночной торговли специализированными торговыми центрами/гипермаркетами?

Антон: И рынки, и торговые центры имеют свои преимущества, как для арендаторов, так и для конечных потребителей. В первую очередь, при выборе площадки арендаторы обращают внимание на покупательские потоки и узнаваемость среди целевой аудитории, и предпочтение арендатор отдаст той торговой территории, которая будет отвечать этим требованиям. Формат при этом играет второстепенную роль.

Очевидно, что рынки не будут полностью поглощены торговыми центрами. Все зависит от того, насколько формат востребован у целевой аудитории. Так, продуктовые рынки пользуются большой популярностью у москвичей.

Если же говорить о строительной отрасли, здесь наблюдается увеличение доли непрофессионалов среди клиентов строительных магазинов. Более того, такие магазины все чаще посещают женщины (52% от общего количества посетителей ТК «Каширский Двор»). Эта группа покупателей предпочитает приобретать товары для ремонта в уютных торговых комплексах, где также представлены дополнительные сервисы, такие, как доставка, консультации дизайнеров, простая навигация. Поэтому в отношении строительных рынков мы видим переход к формату торговых центров и гипермаркетов.


RWAY: Рынок Markthal в Роттердаме считается одним из архитектурных чудес нового века; рынок Mercado da Ribeira в Лиссабоне представляет собой фуд-корт, где блюда готовят из купленных здесь же свежих продуктов. Какой нестандартный подход к организации рыночной торговли Вы бы рекомендовали для российских рынков?

Антон: Как в Европе, так теперь и в России наиболее популярны фермерские рынки, благодаря моде на натуральные и экологичные продукты. Также очень интересен опыт некоторых зарубежных рынков, которые предлагают покупателям участие в различных активностях и развлекательных мероприятиях. Так, лондонский рынок Боро проводит регулярные гастротуры и благотворительные акции. Некоторые московские рынки уже перенимают этот опыт.

Наталья: Полтора года назад рынок «Владимирский Тракт» решил дополнить свой ассортимент строительной и отделочной тематики новым форматом – продуктовым рынком. Такое решение пришло неспроста: мы решили сделать симбиоз, поскольку ремонт и строительство – это мероприятия, которые проводятся 1 раз в 3−5 лет, а продукты питания людям необходимы ежедневно. Администрация «Владимирского Тракта» для увеличения потока покупателей предлагает им товары ежедневного спроса, а именно продукты, подразумевая, что, приехав за мясом, человек попутно приобретет, допустим, перегоревшую лампочку. И наоборот, регулярно посещая наш рынок с целью приобретения строительных материалов, покупатель сможет выбрать любые продукты свежего качества и по очень приемлемым ценам. Такое соседство, на первый взгляд, несовместимое, оказалось рабочим и удачно дополняющим друг друга.

Источник: - Аналитическое агентство RWAY
Теги: