ЧП в социальной сфере России: стратегии партнерства

Дата: 26.12.2016
Тип:
Город: Москва
Адрес:
Спецусловия: нет



 






«В Европе социальная политика – это, прежде всего, философия социального оптимизма, при которой власть и бизнес совместно находят возможности для решения адресных задач. В итоге, у молодежи есть масса возможностей для интересного времяпрепровождения, пенсионеры не «доживают», а наслаждаются жизнью, и буквально каждый – рядом с домом
 – может найти себе занятие по душе. Как результат, культура и коммуникации делают свое дело – решается целый пласт разных социальных проблем, и люди чувствуют себя счастливее. Этот важный опыт сегодня перенимает и Россия – в настоящий момент мы активно работаем над программой создания городских социокультурных центров коммуникаций, которые позволят жителям городов быть ближе друг к другу, лучше адаптироваться в социуме, общаться с ним через культурный контекст, и в итоге проживать более долгую и счастливую жизнь», – заявил на VI Социальном форуме России Эдуард Гулян, член Генсовета Деловой России, Бизнес-посол в Испании.

 

Какие проблемы мешают эффективному взаимодействию чиновников и бизнеса в рамках формата ГЧП? Как мотивировать бизнес входить в подобные проекты, и как обеспечить ему возвратность вложенных инвестиций? Каковы новые подходы к оказанию социально значимых услуг? Об этом и многом другом говорили эксперты на секции «ГЧП в социальной сфере: поиск и генерация эффективных моделей партнерства, актуальных для тиражирования в субъектах РФ» в рамках VI Социального Форума России. 

 

По словам, Александры Московской, директора Центра социального предпринимательства и социальных инноваций ВШЭ, «социалка» исторически не входит в сферу интересов бизнеса. «Это низкомаржинальная сфера, с нехваткой платежеспособного спроса, с проблемами выделения бюджетных средств на реализацию тех или иных программ. Именно поэтому социальное предпринимательство возможно только в контексте ГЧП, когда и у государства, и у бизнеса есть четкая и понятная мотивация решать определенные задачи». В качестве примера, г-жа Московская привела опыт одного польского предпринимателя, который создал особую систему реабилитации наркозависимых людей: больных изолировали из привычного для них контекста и трудоустраивали в компании, занимающиеся строительством и реконструкцией объектов недвижимости. «Трудовая терапия», в сочетании с новыми коммуникациями, целеполаганием и ощущением востребованности делали свое дело.

 

Наталия Ушакова, вице-президент «ОПОРА России», член правления Фонда социального страхования РФ, рассказала о возможностях формата ГЧП в сфере цифровой медицины и электронного здравоохранения. «Дистанционная медицинская реабилитация имеет большие перспективы в нашей стране – особенно, в условиях, когда наблюдается очевидная нехватка стационарных реабилитационных возможностей, – уверена эксперт. – Проведение медицинских консультаций по монитору телевизора или монитора позволяет оптимизировать весь процесс общения пациента с врачом. Кроме того, уникальность  подхода состоит в том, что при помощи специального оборудования, доктора получают обратную связь от пациента, показания датчиков. Программно-аппаратные комплексы, создание дистанционных центров реабилитации – все это необходимо реализовывать на базе ГЧП – с понятной и прозрачной схемой коммерциализации подобных проектов. 

 

Светлана Ермакова, научный руководитель магистерской программы «Здравоохранение и государственно-частное партнерство» РАНХиГС, привела зарубежный опыт взаимодействия бизнеса и власти в рамках формата ГЧП: «В Германии, Швеции, Испании и других европейских странах на базе государственной/муниципальной инфраструктуры частные компании оказывают свои услуги. То есть фактически государство покупает медицинские услуги у частных фирм как аутсорсинг. При этом, качество медицины на высоте: известно, что частные предприятия работают как минимум на 20% эффективнее, чем государственные структуры».

 

Вопрос использования государственной/городской инфраструктуры для решения социальных задач в рамках формата ГЧП затронул и Эдуард Гулян, член Генсовета Деловой России, Бизнес-посол в Испании.

«Мы довольно детально изучили инфраструктурные возможности социальных служб Москвы и Московского региона и поняли, что а) их много; б) многие из них используются не всегда эффективно. Так, в Москве в каждом округе есть 4 центра социального обслуживания – с целевой аудиторией порядка 30 000 человек. Кроме того, в Москве около 500 библиотек, 250 домов культуры и т. д. Совершенно очевидно, эти объекты нужно активнее и эффективнее вовлекать в решение социальных задач, но для этого потребуется как идеологическая, так и физическая их реновация. Именно функцию реновации можно было бы передать на основе ГЧП бизнесу, равно как и функцию наполнения этих объектов смыслом, – рассказал Эдуард Гулян. – Сегодня мы прорабатываем программу создания городских центров коммуникации (социокультурных центров), которые позволят в рамках формата ГЧП и на базе городской инфраструктуры развить городские сообщества (семей, пожилых, молодежи, эмигрантов-«новых россиян»), предложить им интересный досуг, и в целом, сформировать добрососедские отношения в обществе. При создании программы мы опираемся на лучшие европейские практики. В этом нам помогает команда RealJet, которая участвует в разработке концепции и изучает испанский опыт социокультурного развития. В частности, опыт Барселоны, где есть клубы для пожилых людей, центры по подготовке праздников, общественные центры и т. д. Примечательно, многие подобные заведения предполагают программы для всех трех поколений людей. Так, в одном месте можно встретить детский парк, клуб для пожилых людей и хобби-центр. Получается, что семьи объединены, несмотря на то, что члены этих семей относятся к разновозрастным группам и имеют разные интересы». 

По словам эксперта, «любое инновационное развитие городского пространства надо рассматривать через призму развития сообществ – ведь такие проекты улучшают качество жизни, досуг и создают атмосферу социального оптимизма и стабильности».


109004, Москва, м. Таганская, Бол. Дровяной пер., д. 8, стр. 2
тел.: (495)912-03-07
www.realjet.ru | info@realjet.ru