Итоги общественных слушаний от 10.11.2015

Дата: 10.11.2015
Тип:
Город: Москва
Адрес: Общественная палата РФ
Спецусловия: нет



10 ноября в Общественной палате РФ, в преддверии главного события года в сфере саморегулирования – Третьей международной конференции «Практическое саморегулирование, прошли слушания «Пути совершенствования законодательства о саморегулировании».

«Общественная палата поддерживает честный бизнес, который ведет добросовестную деятельность. Саморегулирование является инструментом повышения самостоятельности добросовестного бизнеса и альтернативой запретительных мер» — открыл общественные слушания модератор мероприятия - председатель Комиссии ОП РФ по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрий Сазонов.

По мнению участников слушаний, организованных при участии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», саморегулируемых организаций и профессиональных объединений, принятия законопроекта о внесении изменений в 315-ФЗ, разработанного Минэкономразвития России, приведет к дискредитации института саморегулирования, угнетающим образом повлияет на предпринимательский климат и экономику России в целом.

Серьезной критике были подвергнуты поправки в Закон 315-ФЗ, содержащие, в том числе избыточную детализацию процедур регулирования и применения мер дисциплинарного воздействия. По мнению сопредседателя Совета ТПП РФ по саморегулированию Константина Апрелева, бюрократизация и управленческая неэффективность СРО это болезни роста и неурегулированности нормативной базы и законодательства и : «Чтобы этого избежать, требуется полная информационная открытость деятельности СРО, их регулярные публичные отчеты обществу и участникам рынка».

Выступившие на слушаниях представители делового сообщества уверены, что все проблемы в становлении института саморегулирования в России вызваны, прежде всего, его бессистемным законодательным регулированием в отсутствие единой общегосударственной модели. И, несмотря на то, что такая модель в настоящее время создана и воплощена в одобренной правительством РФ 29.01.2015 «Концепции совершенствования механизмов саморегулирования в Российской Федерации», предложенные Минэкономразвития поправки в закон либо искажают, либо игнорируют заложенные в ней принципы и подходы. «Концепцию необходимо рассматривать как общественный договор между профессиональным сообществом и властью. Нужно сохранить логику формирования системы саморегулирования. Сначала необходимо на уровне Правительства РФ утвердить Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования, доработанную с учетом предложений профессионального и предпринимательского сообщества. И только после ее утверждения вносить поправки в базовый закон 315-ФЗ, после чего вносить изменения в отраслевое законодательство», - считает руководитель рабочей группы «Разработка стратегии развития саморегулирования в России» Совета ТПП РФ по саморегулированию Алексей Каминский.

Большое внимание в процессе слушаний было уделено принципам имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций перед потребителями товаров, работ и услуг. Установление компенсационного фонда СРО в качестве единственного фактора имущественной ответственности при отсутствии других инструментов было названо несоответствующим сути саморегулирования. «Неприемлемым является и принуждение СРО к размещению средств комфондов исключительно через управляющую компанию, а в случае ликвидации СРО размещение и оставление таких средств на депозите нотариусов. – считает руководитель рабочей группы «Финансовая политика в СРО» Мария Воронина. – Размещать эти средства в управляющей компании означает повышать риски некачественного управления и незащищенности денег. Если же оставлять их на депозите нотариусов, это однозначно приведет к попыткам искусственных ликвидаций СРО, выводу средств и комфондов и всяческому препятствованию их возврата добросовестным членам СРО и потребителям».

Отмеченную участниками слушаний смену тренда от рыночной демократии к обратному «огосударствлению» саморегулируемой сферы основатель института саморегулирования в России Виктор Плескачевский объяснил естественным для любой системы сопротивлением изменениям, ломающим парадигму управления: «Государственные служащие не готовы отдавать административно-хозяйственные полномочия бизнесу, поэтому расширение возможностей саморегулирования будет встречать естественное сопротивление». С этим тезисом согласился и председатель Комиссии ОП РФ по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрий Сазонов, подчеркнувший, что «саморегулирование хотя и доказало свою жизнеспособность, имеет противников, которые с этим не согласны».

Слушания завершились рассмотрением проекта Рекомендаций в отношение проектируемых поправок в Федеральный закон 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», который в настоящее время уже находится на согласовании в Министерстве юстиции РФ.

В проект Рекомендаций общественных слушаний вошли рекомендации Правительству РФ утвердить Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования с учетом предложений профессионального сообщества и ввести мораторий на внесение поправок в отраслевые федеральные законы до ее утверждения и приведения в соответствие базового федерального закона о саморегулировании №315-ФЗ. Минэкономразвития России рекомендовано доработать проект Федерального закона "О внесении поправок в Федеральный закон №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в полном соответствии с Концепцией, после ее утверждения Правительством РФ с учетом предложений профессионального сообщества. Госдуме РФ - провести парламентские слушания по проекту Федерального закона «О внесении поправок в Федеральный закон №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» сразу после его внесения Минюстом России.