Ключевые изменения, внесенные Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 03.08.2018 № 342-ФЗ)

17.09.2018

4 августа опубликован Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Большая часть изменений (за исключением некоторых отдельных положений) вступают в силу с 1 января 2019 года.

А. В. Пушкин
,
управляющий партнер 
практика «Земля. Недвижимость. Строительство»,
юридическая компания Tenzor Consulting Group


Согласно пояснительной записке к проекту данного федерального закона, законопроект был направлен на решение нескольких задач в сфере градостроительной деятельности и на правовое регулирование вопросов установления зон с особыми условиями использования территорий, определения их режима и установления их границ. 

Закон внес масштабные изменения (более 50 поправок) в Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) и не только. Изменения коснулись также Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и другие. 

 Ниже представлен краткий обзор основных нововведений. 

 

Земельный кодекс РФ (далее – ЗК РФ) дополняется новой главой «Зоны с особыми условиями использования территории» 

Новая глава ЗК РФ устанавливает единый подход к правовому регулированию установления таких зон и ограничений использования земельных участков, расположенных в таких зонах. 

Закон закрепляет цели, виды и общие правила установления зон с особыми условиями использования территории. 

Цели установления таких зон следующие: защита жизни и здоровья граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики; обеспечение сохранности объектов культурного наследия; охрана окружающей среды; обеспечение обороны страны и безопасности государства. Исходя из целей установления той или иной зоны в ЗК РФ содержится перечень их видов, среди которых, например, охранная зона железных дорог, водоохранная (рыбоохранная) зона, зоны затопления и подтопления, охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена, охранная зона тепловых сетей и другие (всего 28 видов зон). 

Установление, изменение, прекращение зон с особыми условиями использования территорий осуществляется Правительством РФ. Зоны с особыми условиями использования территорий могут быть установлены на бессрочный или на определенный сроки. 

Последствием установления зоны с особыми условиями использования территорий являются, в частности, невозможность строительства, использования зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении. 

Законом также предусматриваются положения о возмещении убытков и о выкупе земельного участка правообладателем объекта, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, установление которой привело к невозможности использования земельного участка по назначению, либо органами государственной власти, органами местного самоуправления. 

 

Корректируется понятийный аппарат ГрК РФ 

В частности, уточняется понятие «объект капитального строительства» и введено понятие «некапитальное строение». Под некапитальными строениями, сооружениями законом понимаются строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений). 

 

Уточняются полномочия органов государственной власти в сфере градостроительной деятельности 

Органы государственной власти РФ в области градостроительной деятельности наделяются полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям. 

Также уточняется, что государственная экспертиза в отношении проектной документации по объектам, расположенным на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, проводится уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (подведомственными им учреждениями).  

Кроме того, уточняются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. 

 

Предусматривается введение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности 

Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности – это создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения. 

Создание и эксплуатация таких информационных систем отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а ведение к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. 

 

Изменены требования к содержанию проекта межевания 

Теперь текстовая часть проекта должна также включать в себя: 

  • целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков); 

  • сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.  

 

Кроме того, изменения коснулись: 

  • Положений ГрК РФ о территориальном планировании (в некоторых случаях исключена необходимость внесения изменений в схемы территориального планирования, например, в случае изменения наименований муниципального образования); 

  • Положений ГрК РФ о планировке территории (установлена обязательность подготовки документации по планировке территории, когда планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда); 

  • ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в части внесения в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий и дополнения содержания реестра границ ЕГРН (в частности, необходимости включения в него информации о сроке, на который установлена зона с особыми условиями использования территории, реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки). 

Источник: ГК RWAY
Теги: