Новеллы градостроительного законодательства РФ о территориальном планировании, введенные Федеральным законом от 31.12.2017 № 507-ФЗ

09.06.2018

Евгений Пугачев, 

адвокат, 

руководитель практики «Земля.Недвижимость.Строительство» 

юридической компании «Интеллектуальный капитал» 

 

Одним из приоритетных направлений экономического развития Российской Федерации на протяжении нескольких последних лет является реализация крупных инфраструктурных проектов, позволяющих создавать масштабные объекты инфраструктуры, которые являются залогом экономического развития. Год от года такие проекты становятся все более масштабными, выходящими за рамки одного региона. Другими словами, один такой объект возводится (располагается) на территории нескольких соседних регионов. Как правило, за рамки одного региона выходят линейные объекты инфраструктуры, к числу которых в первую очередь относятся дороги, газо- и нефтепроводы, линии электропередач.  

Среди наиболее известных инфраструктурных проектов по строительству крупных линейных объектов необходимо, прежде всего, отметить строительство участка железной дороги в обход Украины Журавка-Миллерово, расположенного на территории Воронежской и Ростовской областей; строительство газопровода «Сила Сибири» для поставки природного газа из Республики Якутия в Приморский край и далее в страны Юго-Восточной Азии; ну и, разумеется, строительство всем известного «Крымского моста».  

 

Реализация таких крупных, мультирегиональных инфраструктурных проектов по строительству объектов, пролегающих по территории нескольких регионов, требует разработки и утверждения большого количества документации, в том числе и градостроительной, а именно: схем территориального планирования.  

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ схемы территориального планирования, являлись и являются градостроительной документацией высокого уровня (наиболее общей документацией), определяющей назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. 

До конца 2017 г. Градостроительный кодекс РФ предусматривал три вида схем территориального планирования: схемы территориального планирования РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, что создавало особые трудности для реализации крупных инфраструктурных проектов на территории нескольких регионов. 

Для реализации транспортного проекта по строительству дороги, проходящей по территории двух субъектов РФ, требовалась разработка отдельной схемы территориального планирования для каждого из регионов. При этом схема территориального планирования одного субъекта РФ, должна дополнять схему другого, создавая своего рода пазл из документов территориального планирования, двух регионов, в совокупности создающих условия для реализации единого проекта.  

 

Федеральным законом от 31.12.2017 № 507-ФЗ данная ситуация в корне изменена, в Градостроительный кодекс РФ внесены положения об установлении по сути нового вида градостроительной документации территориального планирования – схемы территориального планирования двух и более субъектов РФ.  

Согласно внесенным изменениям, схема территориального планирования двух и более субъектов РФ утверждается норма для размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям: 

1) линейные объекты регионального значения, размещение которых планируется на территориях двух и более субъектов РФ; 

2) объекты регионального значения, необходимые для реализации договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации между органами государственной власти указанных субъектов РФ, в том числе объекты регионального значения, размещение которых планируется на территории одного из указанных субъектов РФ. 

Из данной нормы следует, что необходимость разработки схем территориального планирования двух и более субъектов РФ в большей части обусловлена необходимостью строительства линейных объектов (дорог, трубопроводов, ЛЭП и др.). 

 

Отдельно необходимо отметить, что Федеральным законом от 31.12.2017 № 507-ФЗ четко и безусловно разграничен приоритет, иначе говоря юридическая значимость, схем территориального планирования двух и более субъектов РФ, по отношению к схемам территориального планирования субъектов РФ. 

Внесенные изменения устанавливают, что схемы территориального планирования двух и более субъектов РФ имеют большую юридическую силу, чем схемы территориального планирования субъектов РФ. Схемы субъектов не подлежат применению в части противоречащей схемам двух и более субъектов РФ и должны быть приведены в соответствие схемам территориального планирования двух и более субъектов РФ. 

 

Федеральный закон от 31.12.2017 № 507-ФЗ детально описывает процесс разработки, согласования и утверждения схем территориального планирования двух и более субъектов РФ, порядок взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ, в отношении территории которых разрабатывается схема территориального планирования.  

Внесенные изменения назрели уже давно, и с точки зрения необходимости облегчения и ускорения реализации крупных инфраструктурных проектов, носят, скорее, позитивный характер. Однако данные изменения вряд ли позволят сильно ускорить или удешевить их реализацию.  

 

Еще одна часть изменений, мой взгляд, куда более существенная и важная, затронула все без исключения виды градостроительной документации: и схемы территориального планирования, и генеральные планы, и правила землепользования и застройки.  

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2017 № 507-ФЗ законодатель обязал дополнить схемы территориального планирования муниципальных районов, а также схемы генеральные планы обязательными приложениями, содержащими в себе информацию о координатах границ населенных пунктов, в том числе вновь образуемых, в формате, применяемом в Едином государственном реестре недвижимости. 

В отношении правил землепользования и застройки требования еще более жесткие, обязательным приложением является графическое описание границ территориальных зон, образованных в рамках населенного пункта, установленных его правилами землепользования и застройки. 

В своей совокупности внесенные изменения устанавливают обязанность органов власти осуществить установление и постановку на кадастровый учет в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) границ всех населенных пунктов, а также границ всех территориальных зон внутри населенных пунктов. 

 

На проведение работ по формирования границ населенных пунктов и границ территориальных зон внутри населенных пунктов, органам власти отведено три года до 1 января 2021 г. Прямо этот срок не установлен, однако с указанной даты вступают в силу положения пункта 18 статьи 1 Федерального закона от 31.12.2017 г. № 507-ФЗ, устанавливающие запрет на выдачу разрешений на строительство при отсутствии в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируется строительство, реконструкция объектов капитального строительства. Иными словами, территориальные зоны, границы которых не установлены и не поставлены на кадастровый учет в ЕГРН не смогут быть застроены после 01.01.2021 г. 

Полное и своевременное исполнение требований законодательства, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 г.  507-ФЗ, приведет к тому, что к 01.01.2021 г. ЕГРН будет содержать в себе информацию о границах всех населенных пунктов, всех территориальных зон внутри населенных пунктов, а также всех земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов.  

Однако, достижение такого результат к 1 января 2021 г. является крайне маловероятным. Только на территории Москвы количество территориальных зон насчитывает десятки тысяч. Три года на осуществление формирования и кадастровый учета границ всех населенных пунктов и территориальных зон внутри них крайне небольшой срок, даже с точки зрения изыскания средств на проведение такого объема кадастровых работ. И скорее всего, данный срок будет перенесен, как это было со сроком переоформления права постоянного бессрочного пользования на землю.  

Одно, на мой взгляд, остается бесспорным – необходимость, важность и значимость проведения этих работ и дальнейшее ЕГРН. 

После успешной реализации внесенных изменений, ЕГРН будет содержать в себе не только информацию о характеристиках объекта недвижимости и информацию о зарегистрированных правах в отношении этого объекта, но градостроительную информацию о территориальных зонах и градостроительных регламентах территориальных зон, что сделает ЕГРН важнейшим информационным ресурсом. 

Источник: ГК RWAY
Теги: