Курортный сбор: к чему готовиться отельерам?

27.04.2018

Полторак Анжела Анатольевна,
Руководитель практики недвижимости и строительства,
Юридическая фирма "КЛИФФ"


С момента опубликования, т.е. с 30.07.2017 г., вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» (далее – Закон № 214-ФЗ).

Разумеется, данный документ вызывает много вопросов и опасений у отельеров.

Если до лета 2017 г. гадали будет ли данная инициатива принята, то теперь необходимо уже ее исполнять. В частности, в ст. 2 указанного Закона установлено, что:

Во-первых, эксперимент рассчитан на пять лет и проводится по 31 декабря 2022 года. Дальше все зависит от итогов данного эксперимента.

Во-вторых, не позднее 1 декабря 2017 года должны были быть приняты законы соответствующих субъектов РФ, т.е. Республики Крым, Алтайского, Краснодарского, Ставропольского края (далее – Субъекты РФ), о введении курортного сбора. На момент написания данной статьи можно констатировать, что приняты:

​ Закон Краснодарского края от 27.11.2017 № 3690-КЗ «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях»1 (Далее - Закон КК);

​ Закон Республики Крым от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017 «О введении курортно сбора»2 (далее – Закон РК);

​ Закон Алтайского края от 01.11.2017 № 76-ЗС «О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае»3 (далее - Закон АК);

​ Закон Ставропольского края от 8 декабря 2017 года № 130-кз «О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае»4 (далее – Закон СК).

В-третьих, взимание курортного сбора будет осуществляется не ранее 1 мая 2018 г., т.е. с начала курортного сезона 2018 г.

В-четвертых, курортный сбор взимается только на «территории эксперимента», т.е. территории муниципальных образований, на которых законами соответствующих Субъектов РФ вводится курортный сбор.

Немного истории

Необходимо отметить, что курортный сбор не является абсолютным новшеством. На территории нашей страны он существовал как местный налоговый платеж с 1992 по 2003 гг. в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Законом РСФСР от 12.12.1991 № 2018-1 «О курортном сборе с физических лиц».5

Разумеется, с введением нового эксперимента по взиманию курортного сбора наиболее актуальными являются вопросы: где, кто платит, сколько и кто отвечает в случае неуплаты.

Территория эксперимента

Так как Закон № 214-ФЗ наделяет полномочиями по определению территории эксперимента Субъекты РФ6, территории муниципальных образований, на которых вводится курортный сбор, определяются соответствующими законами Субъектов РФ.

Согласно Закону АК на первом этапе эксперимента курортный сбор вводиться на территории муниципального образования город Белокуриха Алтайского края.7

Ставропольский край определил территорией эксперимента четыре муниципальных образования: 1) город-курорт Ессентуки; 2) город-курорт Железноводск; 3) город-курорт Кисловодск; 4) город-курорт Пятигорск.8

Территорией эксперимента в Краснодарском крае в соответствии со ст. 5 Закона КК является территория следующих муниципальных образований: 1) муниципальное образование город-курорт Анапа; 2) муниципальное образование город-курорт Геленджик; 3) муниципальное образование город-курорт Сочи; 4) муниципальное образование город Горячий Ключ; 5) Новомихайловское городское поселение Туапсинского района; 6) Джубгское городское поселение Туапсинского района; 7) Небугское сельское поселение Туапсинского района; 8) Шепсинское сельское поселение Туапсинского района.

И, наконец, территория эксперимента в Республике Крым включает территории следующих муниципальных образований: 1) городской округ Алушта; 2) городской округ Евпатория; 3) городской округ Саки; 4) городской округ Судак; 5) городской округ Феодосия; 6) городской округ Ялта; 7) Черноморский район.

Кто плательщик

Общее правило гласит, что плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов. Т.е. платят туристы.

При этом п.1 ст. 7 Закона № 214-ФЗ установлен перечень лиц, освобождающихся от уплаты курортного сбора. Основанием для освобождения от уплаты курортного сбора является предъявление оператору курортного сбора оригинала или заверенной в установленном порядке копии документа, подтверждающего соответствующее право.

Субъекты РФ вправе установить иные категории лиц, освобождаемые от уплаты курортного сбора.

Кто взимает и перечисляет в бюджет

С целью определения лица, которое обязано удерживать курортный сбор водиться понятие «оператор курортного сбора». Таковым является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях.9

Таким образом, операторами курортного сбора являются отельеры, ведущие деятельность по предоставлению гостиничных услуг или услуг по размещению, в установленном законодательством РФ порядке.

Необходимо отметить, что понятие «оператор курортного сбора» в проекте Закона № 214-ФЗ было сформулировано иначе и предполагало, что взимать с туристов сбор и перечислять его в бюджет субъекта РФ обязаны: 1) юридическое лицо; 2) ИП; 3) физическое лицо, не являющееся ИП и оказывающее без привлечения наемных работников услуги физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, поставленное в указанном качестве на учет в налоговом органе, осуществляющее на территории эксперимента деятельность по оказанию гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) обеспечению временного проживания (включая услуги по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях, относящихся к индивидуальному жилищному фонду в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Разумеется, то обстоятельство, что в принятом Законе № 214-ФЗ в перечне лиц, являющихся операторами курортного сбора отсутствуют «физические лица, не являющиеся ИП», не означает, что с них снимается какая-либо ответственность за предоставление гостиничных услуг, услуг по размещению.

В данном случае, скорее, появляется еще один смежный вопрос: а имеют ли право физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП, предоставлять услуги коммерческого характера, не является ли данный вид деятельности с их стороны незаконным предпринимательством.

Напомним, что «предпринимательской» является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом РФ. 10 На данный момент «иное» не предусмотрено ГК РФ.

Порядок исчисления, уплаты и перечисления курортного сбора11

Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания. Следовательно, она исчисляется, взимается и учитывается оператором курортного сбора отдельно.

При этом оператор курортного сбора при взимании курортного сбора, выдает плательщику документ, подтверждающий факт уплаты.12

Курортный сбор взимается не позднее момента выезда из объекта размещения, т.е. взиматься он может в любой день пребывания туриста в объекте размещения, а повторное взимание курортного сбора за один и тот же период проживания на территории эксперимента не допускается.

В случае досрочного выбытия плательщика курортного сбора из объекта размещения оператор курортного сбора в день выезда осуществляет перерасчет суммы курортного сбора. Излишне уплаченная сумма возвращается плательщику курортного сбора не позднее момента выезда.

Курортный сбор подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент, оператором курортного сбора по истечении срока фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения.

Обязанности оператора курортного сбора

Статья 10 Закона № 214-ФЗ, а также законы соответствующих Субъектов РФ налагают на оператора курортного сбора ряд обязанностей:

1)​ оператор курортного сбора обязан осуществлять исчисление, взимание и перечисление курортного сбора в бюджет субъекта РФ;

2)​ выдать плательщику курортного сбора документ, подтверждающий факт уплаты;

3)​ при невозможности удержания у плательщика курортного сбора исчисленной суммы в порядке и срок, установленные законом субъекта РФ, уведомить о невозможности удержания курортного сбора контролирующий орган исполнительной власти субъекта РФ;

4)​ вести учет плательщиков курортного сбора и освобождаемых от уплаты курортного сбора лиц с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;

5)​ представить в уполномоченный орган субъекта РФ отчет оператора курортного сбора, подготовленный на основе данных учета, а также сведения, необходимые для ведения реестра операторов курортного сбора.

Размер курортного сбора

Закон № 214-ФЗ предоставляет Субъектам РФ право устанавливать и дифференцировать размер сбора самостоятельно, но общий принцип установления курортного сбора гласит – «меньше можно, больше нельзя». Согласно п. 4 ст.6 Закона № 214-ФЗ размер курортного сбора не может превышать 100 рублей. При этом в 2018 г. размер курортного сбора не может превышать 50 руб.

Краснодарский край установил курортный сбор в размере 10 руб. в сутки (ст. 6 Закон КК) с одного физического лица, достигшего 18 лет, проживающего в объекте размещения более 24 часов.

В Алтайском крае размер курортного сбора в 2018 г. составит 30 руб. за одни сутки фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения. В 2019-2022 гг. размер курортного сбора составит 50 руб. за одни сутки фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения (ст.2 Закон АК).

В Ставропольском крае курортный сбор устанавливается в размере 50 рублей (ст.4 Закон СК).

Республика Крым ввела курортный сбор с 1 мая до 30 сентября в размере 10 руб., а с 1 января до 30 апреля и с 1 октября до 31 декабря – ноль руб. (ст.3 Закон РК).

Ответственность операторов курортного сбора

По общему правилу, установленному п. 2 ст.11 Закона № 214-ФЗ, ответственность за нарушение положений нормативных правовых актов субъектов РФ, связанных с проведением эксперимента, в том числе ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет субъекта РФ, устанавливается законодательством соответствующего субъекта РФ.

Размер ответственности оператора курортного сбора в Краснодарском крае определен следующим образом: Нарушение оператором курортного сбора:

1) порядка и сроков исчисления и взимания курортного сбора - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;

2) порядка и сроков перечисления курортного сбора в краевой бюджет - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;

3) непредставление или несвоевременное представление операторами курортного сбора в органы местного самоуправления сведений, необходимых для осуществления учета количества плательщиков курортного сбора, учета полноты, правильности и своевременности исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в краевой бюджет, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в размере от пяти тыс. до десяти тыс. руб."13

В Алтайском крае в соответствии со ст. 10 Закона АК установлена ответственность операторов курортного сбора в следующем размере:

1) Неправомерное удержание (неперечисление, несвоевременное, неполное перечисление) курортного сбора в краевой бюджет сроком до 30 календарных дней (включительно) влечет наложение на оператора курортного сбора штрафа в размере 1/300 действующей в это время ключевой ставки Банка России от суммы курортного сбора, подлежащей перечислению в краевой бюджет, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по перечислению курортного сбора начиная со дня, следующего за установленным настоящим Законом днем перечисления курортного сбора в краевой бюджет.

2) Неправомерное удержание (неперечисление, несвоевременное, неполное перечисление) курортного сбора в краевой бюджет сроком свыше 30 календарных дней влечет наложение на оператора курортного сбора штрафа в размере 1/150 ключевой ставки Банка России, действующей в период начиная с 31 календарного дня такой просрочки, от суммы, подлежащей перечислению в краевой бюджет, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по перечислению курортного сбора начиная со дня, следующего за установленным настоящим Законом днем перечисления курортного сбора в краевой бюджет».

3) За нарушение операторами и плательщиками курортного сбора иных требований Закона АК и нормативных правовых актов Алтайского края, связанных с введением курортного сбора, наступает ответственность, предусмотренная законом Алтайского края об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края.

Республика Крым ограничилась общей ответственностью: «Законодательством Республики Крым устанавливается ответственность за нарушение положений Закона РК и иных нормативных правовых актов Республики Крым, связанных с проведением эксперимента, в том числе ответственность операторов курортного сбора за нарушение порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет Республики Крым»14.

Региональный государственный контроль за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, связанных с проведением эксперимента, осуществляется в порядке, установленном законодательством Субъектов РФ с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Ставропольский край специальную ответственность так же не устанавливает, а отсылает к Закону Ставропольского края от 10 апреля 2008 г. № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае».

Итог. Сложно на данный момент делать выводы насколько эффективным окажется введение курортного сбора, не приведет ли это к обратному эффекту – оттоку недовольных туристов.

Но что касается операторов курортного сбора, то таковым следует подробно изучить местные нормативные акты, связанные с проведением эксперимента, и готовиться их исполнять с мая 2018 г.


______________

1 https://rg.ru/2017/11/29/krasnodar-zakon3690-reg-dok.html
2 http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_370380.pdf
3 https://rg.ru/2017/11/29/altkrai-zakon76-reg-dok.html
4 https://rg.ru/2017/12/12/stavropol-zakon130-reg-dok.html
5 Утратил силу с 01.01.2004 в связи с принятием Федерального закона от 07.07.2003 № 117-ФЗ.
6 См. подп.4 п.1 ст.3 Закона № 214-ФЗ.
7 См. п.1. ст. 1 Закона АК.
8 См.ст. 3 Закона СК.
9 См. подп.3 п.1 ст.3 Закона № 214-ФЗ.
10 См. абз.3 п.1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ.
11 См. ст.8 Закона № 214-ФЗ.
12 См. п.2 ст. 10 Закона № 214-ФЗ.
13 См. ст. 23 Закона КК.
14 См. ст.10 Закона РК.

Источник: ГК RWAY
Теги: