В ближайшие два года есть намерение победить долги в ЖКХ. Комплексные меры уже начинают действовать

13.04.2017

Коммунальные услуги с оплатой и без

Долги за услуги ЖКХ по всей стране нарастают снежным комом. Уже превысили отметку в триллион рублей. Если несколько лет назад копить коммунальный долг было не страшно, то теперь, как говорится, себе дороже. Минстрой объявил, что в ближайшие два года есть намерение победить долги в ЖКХ. Комплексные меры уже начинают действовать.

Приняты принципиально важные решения: увеличены пени за просрочку коммунальных платежей и введена прогрессивная шкала их начисления, введен упрощенный порядок взыскания долгов за коммуналку (получать долги не через судебное решение, а через судебный приказ), упрощен порядок приостановления (ограничения) предоставления коммунальных услуг должникам (отменено повторное уведомление собственников перед непосредственным отключением). Однако пока неумолимая статистика свидетельствует о наличии коммунальных долгов, причем прогрессирующих.


Рост задолженностей в ЖК

Анализ предыдущих лет показывает, что существует тенденция к увеличению количества должников, а соответственно и к увеличению суммы долга перед управляющей организацией.

 К сожалению, это так,  резюмирует директор по правовым и жилищным вопросам «ВК Комфорт» Николай Яценко.  Статистика вещь упрямая. Вот данные по работе с должниками перед нашей организацией за последние годы.


В 20122013 гг. подготовлено и отправлено по почте более 4000 уведомлений должникам. В 2013 г. подготовлены на отключение электроэнергии 130 квартир и более 10 нежилых помещений, из них – собственники 90 квартир оплатили задолженность до процедуры ограничения электрической энергии, а в 40 квартирах была ограничена подача электричества. С собственниками 9 квартир заключено соглашение о рассрочке оплаты задолженности. В суды поданы исковые заявления к четырем собственникам.


В 2014 г. вынесено 12 решений в отношении физических и юридических лиц по долгам за жилищно-коммунальные услуги на общую сумму 2 451 772 рубля.


2015 г: вынесено 39 решений в отношении должников по ЖКУ на общую сумму 3 085 869 руб. Передано на исполнение в службу судебных приставов 24 исполнительных листа на общую сумму в 2 371 280 руб. Взыскано при содействии службы судебных приставов задолженность по 13 собственникам на сумму 1 831 054 руб.


В 2016 г. «ВК Комфорт» подал 220 исков к должникам, не исполняющим обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг на общую сумму, превышающую 8 млн руб. И только за три месяца текущего года в суд подано 271 заявление о взыскании задолженности на общую сумму 6 467 995 руб.


Стоит отметить и тот факт, что за указанные годы значительно возросло и количество жилых комплексов/домов в управлении «ВК Комфорт». Для сравнения можно взять данные по должникам за март прошлого года и нынешнего. Если в 2016 г. количество должников, по которым было принято взыскивать задолженность в судебном порядке, составило 19 человек на общую сумму 898 475 руб. («Мичурино», «Марфино», «Юрлово», «Новое Бутово»), то в 2017 г. таких должников стало 110 на общую сумму 2 011 925 руб. (добавились собственники из «Алексеево», «Головино», «Зеленограда», «Марьиной Рощи» и «Некрасовки»).


Работа с дебиторской задолженностью

Образование дебиторской задолженности перед управляющей организацией происходит из-за отсутствия оплаты за коммунальные услуги и дополнительные сервисы в установленные сроки. Если нет реально действующего механизма взыскания задолженностей, то долги потребителей стремительно растут, а уровень ответственности соответственно снижается.

«Следует сразу сказать, что по сравнению с декабрем минувшего года сумма начислений за ЖКУ за январь уменьшилась практически по всем жилым комплексам,  рассказывает финансовый директор «ВК Комфорт» Татьяна Стрельцова. – Это связано с изменением способа начисления оплаты за отопление (с января этого года начисления по коммунальной услуге «отопление» равномерно распределены в течение всего года, включая неотопительные летние месяца). Несмотря на снижение сумм в платежках, долг увеличился в абсолютном выражении по ЖК «Алексеево», «Нахимово», «Мичурино», «Вершинино», «Одинбург» по сравнению с предыдущим месяцем. По остальным жилым комплексам размер долга вырос незначительно, либо уменьшился из-за роста авансовых платежей».


Машиноместо без оплаты

Низкий уровень платежной дисциплины эксперты отмечают и по оплате паркингов. «ВК Комфорт» объявил май месяцем сбора долгов за оказанные услуги по содержанию и эксплуатации паркингов в судебном порядке.


Законность действий и начислений управляющей организации неоднократно проверена и подтверждается вынесенными судебными актами, а именно, решениями Останкинского, Бабушкинского, Чертановского, Лефортовского районных судов города Москвы и решениями мировых судей, - всего вынесено более 40 судебных решений и судебных приказов по всем паркингам, находящимся в управлении АО «ВК Комфорт».

Так, Останкинский районный суд в своем решении по делу №2-3130/14 дал разъяснения, что отсутствие зарегистрированного права собственности на объект недвижимого имущества не освобождает участника долевого строительства от обязанности по его содержанию, в том числе и оплаты коммунальных услуг и иных эксплуатационных расходов, после передачи ему объекта.

Право требования возникает у лица оказывающее услуги по содержанию и эксплуатации объекта независимо от заключения прямого договора на обслуживания паркинга с собственниками машиномест.


Сводные данные по задолженности за обслуживание паркингов*


* В таблице приведены количество собственников, имеющих долги.

Количество машиномест у каждого собственника может быть разным, от одного до 16 м/м. Неоплата по периметру


Виды задолженностей в сфере жилищно-коммунального хозяйства отнюдь не ограничиваются самими коммунальными платежами или оплатой за обслуживание машиномест. Дополнительные сервисы и услуги, которые оказывает управляющая организация по решению собственников, не все желают оплачивать.

Актуален вопрос об установке ограждающих устройств, закрыть периметры дворов хотят многие москвичи. Это понятно: транзитные потоки через собственную территорию, автовладельцы, паркующиеся в чужих дворах и т.д. За шлагбаумы голосует, как правило, большой процент собственников. Однако, когда дело доходит до оплаты их установки и содержания, тут энтузиазма убавляется.


Стоит отметить, что управляющая организация берет на себя все работы по установке шлагбаумов. При этом расчет целевого сбора не предусматривает прибыль УО, закладывается только себестоимость. В результате целевые взносы на столь долгожданные шлагбаумы еле дотягивают до 50% отметки. Так обстоят дела в ЖК «Марфино», где жители совместно с «ВК Комфорт» много лет добивались разрешений на установку ограждений по периметру.


Идейные неплательщики

Снова обратимся к статистике. По оценкам экспертов, доля неплательщиков в России составляет 6 %. Причем только 1,5% из них реально не могут оплатить услуги ЖКХ, а остальные 4,5% могут, но не хотят.

Рассуждать о причинах неплатежей дело неблагодарное. Однако есть объединяющие факторы, «оправдывающие» должников. Условно можно обозначить их так:

– финансовые трудности,

– низкий уровень платежной дисциплины населения, недисциплинированность некоторых потребителей услуг. Такие неплательщики теряют счета, забывают совершить оплату. Несмотря на наличие финансовых возможностей, данная группа имеет очень низкий приоритет оплаты коммунальных счетов, полагая, что никакой ответственности за несвоевременный платеж для них не наступит. Большинство из них не воспринимают вовремя не оплаченные ими квитанции как долги до тех пор, пока не получают уведомление о судебном варианте возврата задолженности.

– принципиальные соображения.



«Так называемые принципиальные неплательщики – категория самая «стабильная», – рассказывает начальник претензионно-искового отдела «ВК Комфорт» Ирина Шуникова. – Они не платят из идейных соображений, регулярно игнорируя платежные документы. Их доводы: не понимаем или не согласны с порядком формирования стоимости услуг, не согласны с размером счета, недовольны ростом тарифов. По их убеждениям, начисления проводятся некорректно, и они считают себя в праве не оплачивать потребленные услуги. Таких принципиальных у нас сейчас шесть человек, общая сумма их долга 375 000 руб. Пять из них своевременно оплачивают обязательные коммунальные услуги, а дополнительные позиции игнорируют. Самая долгая «эпопея» длилась больше пяти месяцев: женщина выступала в судах, выстраивала свою позицию на том, что она не голосовала на общем собрании собственников за услуги ЧОПа. Однако есть закон, и он гласит, что решения, принятые на ОСС, должны исполняться и оплачиваться всеми собственниками в равных частях».


Между тем, принципиальные неплательщики, по сути, пользуются теми услугами, за которые отказываются вносить свою лепту: шлагбаум для них также открывается, ЧОП их охраняет, консьержи следят порядком в их подъездах и т.д.

Исключением из всех правил является должник из «Марфино», который не платит ни за что и никогда по доброй воле. Собственница квартиры из года в год копит долги, пени за просрочку. И только тогда, когда получает решение суда, гасит образовавшиеся задолженности. Причин такой платежной нестабильности узнать никто не смог, женщина на судебные заседания не является.


«К слову сказать, первое решение по иску нашей компании к злостному должнику-физическому лицу было вынесено в декабре 2013 г., и это было дело как раз данной собственницы, – вспоминает директор по правовым и жилищным вопросам «ВК Комфорт» Николай Яценко. – Бабушкинский районный суд Москвы постановил взыскать с собственника квартиры, расположенной в ЖК «Марфино» по адресу: ул. Большая Марфинская, дом. 4, кор. 2., задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги в размере 163 519 рублей, пени в размере 19 687 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 4 865 руб., расходы по оплате услуг адвоката в размере 20 000 руб. Общая сумма иска составила 208 072 рубля. В 2014 г. с нее по исполнительному листу взыскано 208 145 руб., потом 78 806 руб. И совсем недавно на нее получен судебный приказ на 173 900 руб.».


Догнать и перегнать

Минстрой приводит данные, что во всех странах мира как минимум 2% от числа потребителей услуг ЖКХ являются должниками. В планах министерства довести уровень платежной дисциплины в России до 98% – как и во всех странах мира, где работает адекватная система расчета. Сейчас средний показатель по стране достигает 93,9%. Это показатель с учетом оборачиваемости от трех до шести месяцев. Вовремя оплачивают счета за услуги ЖКХ порядка 60-65% населения, остальные – через месяц, два, три.


«Всего неплательщики составляют, согласно официальной статистике, 3-6 % от общего объема начислений, по данным коммерческих управляющих организаций неплательщики составляют 20-30% от общего количества собственников, – приводит данные Николай Яценко. – Нарушение порядка оплаты за оказанные жилищно-коммунальные услуги является наиболее массовым нарушением условий договора управления. Специалисты «ВК Комфорт» ведут работу по взиманию задолженностей у собственников помещений, применяя комплекс мер досудебного урегулирования, к злостным неплательщикам - меры судебного урегулирования. Однако повысить уровень платежной дисциплины могут только сами собственники».


Материал подготовлен компанией ВК «Комфорт»

Источник: - Аналитическое агентство RWAY
Теги: